Аннотация к рабочим дополнительным предпрофессиональным программам

Аннотация к рабочим дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства на 2017-2018 учебный год

Учебный предмет "Баян, Аккордеон"

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «баян, аккордеон», разработана на основе и с учётом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Учебный предмет «Специальность баян, аккордеон» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на баяне, аккордеоне, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одарённых из них - на их дальнейшую профессиональную деятельность.

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

На освоение предмета «Специальность» по учебному плану предлагается 2 часа аудиторных занятий в неделю для учащихся 1-4 классов и 3 часа для учащихся 5 класса.

Программа предмета "Специальность" предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома музыкального инструмента. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.
На самостоятельную работу отводится 5 часов в неделю в течение 1-2 классов и 7,5 часа в 3-6 классах.

Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.

Цель и задачи учебного предмета

Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося, на основе приобретённых им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на баяне, аккордеоне произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ, а также определение наиболее одарённых детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.
Задачи:
• выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на баяне, аккордеоне до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
• овладение знаниями, умениями и навыками игры на баяне, аккордеоне позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
• формирование навыков сольной исполнительской практики и
коллективной творческой деятельности, их практическое применение;
• достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику
самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
• формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к
продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.

Учебный предмет "Скрипка"

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «скрипка», далее – «Специальность (скрипка)» разработана на основе и с учетом ФГТ к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты».

Учебный предмет «Специальность (скрипка)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на скрипке, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Скрипка является не только сольным инструментом, но ансамблевым и оркестровым. Поэтому, владея игрой на данном инструменте, учащийся имеет возможность соприкоснуться с лучшими образцами музыкальной культуры в различных жанрах. В классе ансамбля или оркестра учащийся оказывается вовлеченным в процесс коллективного музицирования, используя знания, умения и навыки, полученные в классе по специальности.

Настоящая программа отражает организацию учебного процесса, все разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность реализации индивидуального подхода к каждому ученику.

Срок реализации учебного предмета «Специальность (скрипка)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте: – с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные и физические возможности, эмоционально-психологические особенности.

Цель и задачи учебного предмета

Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области скрипичного исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.

Задачи:
• формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на скрипке произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
• развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
• развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
• освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;
• приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
• приобретение учащимися умений и навыков, необходимых в сольном, ансамблевом и оркестровом исполнительстве.

Учебный предмет "Хоровое пение"

Программа учебного предмета «Хор» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение».

Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности. В дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Хоровое пение» учебный предмет «Хор» является основным предметом обязательной части.

Учебный предмет «Хор» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика, на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации.
Срок реализации учебного предмета «Хор» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет (с 1 по 8 классы). Срок освоения учебного предмета «Хор» может быть увеличен на один год при 9-летнем сроке реализации образовательной программы «Хоровое пение».

Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.
Возможно проведение занятий хором следующими группами:
младшие хоры: 1 класс и 2 класс;
средний хор: 3 и 4 классы;
старший хор: 5-8(9) классы.

На определенных этапах разучивания репертуара предусмотрены занятия по хоровым партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать репертуар, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка.
Рекомендуемая продолжительность урока 45 минут.

Цель и задачи учебного предмета «Хор»

Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей в области хорового исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.

Задачи:
• развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
• развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
• формирование умений и навыков хорового исполнительства;
• обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;
• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
• формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Учебный предмет "Фольклорный ансамбль"

Программа учебного предмета «Фольклорный ансамбль» разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор».

Предмет «Фольклорный ансамбль» направлен на получение учащимися специальных знаний о многообразии форм бытования народной песни и принципах ее воспроизведения в певческих традициях Смоленской области.
Предлагаемая программа ориентирована на изучение, практическое освоение и собирание песенно-музыкального, хореографического и обрядового фольклора Смоленской земли.

Программа по данному предмету является частью комплекса предметов предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и находится в непосредственной связи с такими предметами как: «Народное музыкальное творчество», «Сольное пение», «Народный инструмент», «Сольфеджио», «Фольклорная хореография».

Программа разработана с учетом обеспечения преемственности дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства, а также с учетом сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства в условиях многообразия образовательных систем, типов и видов образовательных учреждений.

Программа может послужить задачам возрождения фольклорных традиций русского народа как одной из важных составляющих национальной художественной культуры.
Осознавая важность академического способа обучения на классических образцах авторского искусства, необходимо помнить, что основой формирования гармоничной личности, ее эстетических потребностей с самого юного возраста начинается с освоения художественных ценностей традиционной культуры своего народа, народов других стран и профессиональных произведений искусства, часто опирающихся на фундаментальные элементы традиционной культуры.
Срок реализации учебного предмета «Фольклорный ансамбль» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

Срок освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

Такая форма обеспечивает личностно-ориентированный подход в обучении, дает возможность более точно определить перспективы развития каждого ребенка, в том числе и профессиональные способности обучающегося.
Индивидуальная форма занятий позволяет средствами вокального исполнительства раскрыть творческие способности каждого учащегося. Занятия по постановке голоса на уроках «Сольное пение» позволят преподавателю лучше узнать ученика, его вокальные возможности (тембр, диапазон, силу голоса), музыкальные способности, эмоционально-психологические особенности.
Для учащихся 5-9 классов на занятия по предмету «Фольклорный ансамбль» предусмотрены 5 часов в неделю, из них 2 часа можно использовать на групповые занятия , один час – на свободное занятия групп, которое может быть использовано для работы над сценическим воплощением материала.

Цель и задачи учебного предмета

Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального фольклора, а также выявление наиболее способных учащихся и их дальнейшая подготовка к продолжению музыкального образования в профессиональных учебных заведениях среднего профессионального образования по профилю предмета.

Задачи:
• развитие мотивации к познанию традиционной культуры и овладению специфическими чертами народной музыки;
• получение учащимися необходимых знаний об аутентичных народных традициях и песенной культуре;
• создание условий для передачи знаний и представлений о разнообразии жанров музыкально-поэтического творчества (вокальных, инструментальных, поэтических, хореографических и др.);
• развитие у обучающихся музыкальных способностей (слуха, чувства ритма, музыкальной памяти);
• обучение вокально-певческим навыкам, присущим народной манере исполнения, а также навыкам варьирования и импровизации;
• освоение учащимися навыков и умений ансамблевого и сольного пения;
• развитие художественных способностей учащихся до уровня, необходимого для дальнейшего обучения в профессиональных образовательных учреждениях культуры и искусства.

Учебный предмет "Фольклорная хореография"

Программа учебного предмета «Фольклорная хореография» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального фольклора.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, программа «Фольклорная хореография», основанная на движениях под музыку, развивает и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психофизические процессы, которые лежат в их основе.

Танец способствует правильному физическому развитию детей, имеет оздоровительное значение, способствует более глубокому эмоционально-осознанному восприятию музыки, большей тонкости слышания и различения отдельных музыкально-выразительных средств, пониманию музыкальных стилей и жанров.

Танец исполняется чаще всего коллективно и требует четкого взаимодействия всех участников, повышает дисциплину, чувство ответственности и товарищества.
Учебный предмет «Фольклорная хореография» тесно связан с изучением предметов: «Фольклорный ансамбль», «Народный инструмент», «Народное музыкальное творчество».
Срок реализации данной программы составляет 4 года – 1-4 классы восьмилетнего (девятилетнего) обучения.

Цель и задачи учебного предмета

Цель: формирование у обучающихся основных двигательных умений и навыков, необходимых для занятий фольклорно-бытовыми танцами, хороводами, хороводно-плясовыми, игровыми песнями, кадрилями, а также развитие творческих способностей детей.

Задачи:
• развитие мышечной выразительности тела, формирование фигуры и осанки, укрепление здоровья;
• формирование выразительных движенческих навыков, умения легко и координировано танцевать, ориентироваться в ограниченном сценическом пространстве;
• развитие общей музыкальности;
• коррекция эмоционально-психического состояния;
• формирование конструктивного межличностного общения; коммуникативной культуры;
• формирование личностных качеств: силы, выносливости, смелости, воли, ловкости, трудолюбия, упорства и целеустремленности;
• развитие творческих способностей детей;
• формирование активного познания окружающего мира – развитие познавательных процессов;
• воспитание интереса к национальной танцевальной культуре.

Учебный предмет "Классический танец"

Программа учебного предмета «Классический танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».

Учебный предмет «Классический танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения классического танца.

Содержание учебного предмета «Классический танец» тесно связано с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Подготовка концертных номеров». Учебный предмет «Классический танец» является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов, ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является источником высокой исполнительской культуры, знакомит с высшими достижениями мировой и отечественной хореографической культуры. Именно на уроках классического танца осуществляется профессиональная постановка, укрепление и дальнейшее развитие всего двигательного аппарата учащихся, воспитание чувства позы и музыкальности.

Данная программа приближена к традициям, опыту и методам обучения, сложившимся в хореографическом образовании, и к учебному процессу учебного заведения с профессиональной ориентацией. Программа организует работу преподавателя, устанавливает содержание, объем знаний и навыков, которые должны усвоить учащиеся в течение каждого года обучения. В ней поэтапно, с возрастающей степенью трудности, изложены элементы экзерсиса, разделов adajio, allegro, пальцевой техники.

Ее освоение способствует формирова¬нию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллектив¬ного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фанта¬зии, раскрытию индивидуальности.
Срок реализации данной программы составляет 5 лет (при 5-летней образовательной программе «Хореографическое творчество) и 6 лет (при 8-летней образовательной программе «Хореографическое творчество). Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (6 класс, 9 класс).

Цель и задачи учебного предмета

Цель: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения танцевальных композиций различных жанров и форм в соответствии с ФГТ, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства.

Задачи:
• знание балетной терминологии;
• знание элементов и основных комбинаций классического танца;
• знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы в танцевальных комбинациях;
• умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, со¬хранять рисунок танца;
• развитие детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к танцу и классической музыке, желания слушать и исполнять ее;
• укрепление и дальнейшее развитие всего двигательного аппарата учащегося;
• воспитание чувства позы и музыкальности как первоосновы исполнительского мастерства, без которой невозможно самоопределение в выбранном виде искусства;
• приобретение учащимися опорных знаний, умений и способов хореографической деятельности, обеспечивающих в совокупности необходимую базу для последующего самостоятельного знакомства с хореографией, самообразования и самовоспитания;
• развитие музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства метроритма, музыкальной памяти;
• развитие музыкального восприятия как универсальной музыкальной способности ребенка;
• развитие внимания, воли и памяти ученика, выработка твердости характера, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения выдерживать высокую степень физического и нервного напряжения;
• умение планировать свою домашнюю работу;
• умение осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью;
• умение давать объективную оценку своему труду;
• формирование навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и участниками образовательного процесса;
• воспитание уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Учебный предмет "Народный танец"

Программа учебного предмета «Народно-сценический танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».

Учебный предмет «Народно-сценический танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения народного танца, а также на воспитание нравственно-эстетического отношения к танцевальной культуре народов мира.
Народно-сценический танец является одним из основных предметов предметной области «Хореографическое исполнительство». В соответствии с учебными планами предпрофессиональной программы «Хореографическое творчество» предмет «Народно-сценический танец» изучается с 4 по 8 класс (8-летний срок обучения) и со 2 по 5 класс (5-летний срок обучения).

Содержание учебного предмета «Народно-сценический танец» тесно связано с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Подготовка концертных номеров», «Классический танец».

Полученные по этим предметам знания, умения, навыки позволяют приступить к изучению экзерсиса у станка на основе русского танца. Приобретенные музыкально-ритмические навыки дают основание изучать движения с разнообразным ритмическим рисунком, как у станка, так и на середине зала.

Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа. Кроме того, занятия народно-сценическим танцем позволяют учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяют и обогащают их исполнительские возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки.

Цель и задачи учебного предмета

Цель: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения различных видов народно-сценических танцев, танцевальных композиций народов мира в соответствии с ФГТ, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовка их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства.

Задачи:
• обучение основам народного танца,
• развитие танцевальной координации;
• обучение виртуозности исполнения;
• обучение выразительному исполнению и эмоциональной раскрепощенности в танцевальной практике;
• развитие физической выносливости;
• развитие умения танцевать в группе;
• развитие сценического артистизма;
• воспитание дисциплинированности;
• формирование волевых качеств.